Отправились мы с друзьями на рыбалку в соседний Казахстан.
Все бы классно и даже сказал бы безупречно, если б не КПП Кордай.
Те, кому не приходилось там бывать, наверняка, слышали о том, что там и бардак, и очереди, и коррупция, и все круги ада. Данный пост расскажет о том, как сегодня выглядит прохождение КПП Кордай на машине. Если Вы ни разу с этим аттракционом не сталкивались, и собираетесь поехать из Кыргызстана в Казахстан на личном авто, то Вам обязательно нужно знать некоторые особенности, чтобы сберечь свои время и нервы.
Чтобы спокойно проехать КПП мы выехали в 3 часа ночи (!). Многие рыбаки, туристы, даже командировщики так делают. Ночь — это единственное время, когда без очередей и суеты можно быстро пройти границу.
Смешно на самом деле, если задуматься. Столько разговоров, сил, столько потрачено на создание Таможенного Союза, зоны свободного перемещения товаров и людей. Столько денег на модернизацию КПП. А что в итоге? Чтобы избежать очередей, люди выныждены приезжать сюда ночью или очень рано утром.
Вообще, сегодня КПП Кордай — это инструмент политического воздействия между нашими странами. Чуть что не так на политической арене Кыргызстан-Казахстан, кого-то что-то не утраивает «наверху» не могут договориться, и на КПП сразу возникают проблемы, наших граждан начинают мурыжить, людей пропускают медленно, создают очереди, в которых часами мучаются простые люди. Мы все наблюдали это в прошлом году до выборов нового президента КР.
Но сегодня речь не о политике.
Итак, если Вы пересекаете границу пешком, или едите на общественном транспорте, то в принципе не столкнетесь с какими-либо проблемами. Заполняете миграционную карточку, показываете паспорт пограничнику, улыбаетесь в камеру… и может ответите на пару стандартных вопросов вроде «цель Вашего визита?». В общем, обычная процедура, как в любой стране, в любом аэропорту мира, проходит по регламенту без лишних неудобств, не считая очереди в часы пик.
Но если Вы пересекаете границу на личном авто, то всё меняется.
Здесь, уже много лет по факту действует какой-то непостижимый процесс, при котором пересекающий границу гражданин КР превращается в бесправный объект вымогательства в руках пограничников. Особенно если он здесь впервые.
Для меня это был второй раз проезда КПП на машине. Первый раз был 6 лет назад. Тогда я перегонял машину из Германии в Кыргызстан, проехал несколько тысяч километров, успешно прошел аналогичные КПП в Польше, Украине, России. Но только в Кордае пограничники вымогали у меня деньги за печать о прохождении осмотра авто.
В общем, зная, что за 6 лет, несмотря на создание Таможенного союза и де-юре упрощение процедуры пересечения границы, де-факто тут абсолютно ничего не изменилось, я попросил более опытного водителя поделился со мной секретами, о том как принято сейчас проходить КПП Кордай.
Итак инструкция по проезду КПП Кордай на казахской стороне от опытных водителей:
1) подьезжаешь к первому шлагбауму, берешь ручку, паспорт, техпаспорт, идешь к окну, отдаешь эти документы пограничнику, сидящему в окне, берешь у него пустую миграционку заполняешь, берешь также у него квадратный листочек, пишешь на нем марку машины и госномер (квадратный листочек нужен для того чтобы по окончании досмотра пограничник поставил на нем печать, что авто досмотрено, и этот листочек нужно отдать на выезде из КПП другому пограничнику).
В общем, отдаешь заполненную бумажку и миграционку в окошко, получаешь их обратно вместе со своими документами. Садишься за руль и едешь под навес, на досмотр машины.
2) берешь 2000 тенге, кладешь их в техпаспорт, подъезжаешь к на площадку осмотра машины, открываешь капот, двери, багажник, отдаешь техпаспорт с деньгами погранцу. Он досматривает машину и задает тебе всякие вопросы.
Главное не теряться, не тупить, показывать им все документы, поддерживать беседу. Если вы тупите, теряетесь, то они могут начать прикапываться к мелочам. Все делается с целью заставить вас нервничать и заплатить им.
Интересная деталь
Если пограничник решит отправить тебя на рентген (они в принципе не любят эту мороку, но иногда отправляют туда некоторые машины), то техпаспорт он вернет тебе назад и деньги не возьмет.
Тогда едешь в специальное помещение на рентген и там техпаспорт с деньгами отдаешь рентгенщику. Вся эта процедура явно очень четко отлажена здесь.
***
3) получаешь назад техпаспорт, закрываешь двери, капот, багажник, едешь вперед к следующему шлагбауму. Там просто отдаешь квадратную бумажку с номером и маркой машины пограничнику и велком в Казахстан на все 4 стороны.
4) ах да, оофрмляешь сразу страховку (5000 тенге+ паспорт + техпаспорт), расписываешься на страховом полисе и теперь уже можешь ехать на все 4 стороны.
Делайте все по этой инструкции и не ошибайтесь.
Это важное правило здесь. поскольку любая ошибка с вашей стороны (забыли дать какой-то документ, открыть багажник итд) — это раздражающий фактор для пограничников и повод к вам придраться. А придираться тут любят. Собственно это и есть их основная задача — найти повод придраться к вам, чтобы задержать вас и вы в итоге заплатили им.
Здесь не висит никаких знаков, куда ехать, к каким воротам, где останавливаться, куда подходить, что и как заполнять. Если Вы где-то замешкаетесь, запутаетесь в бумажках, Вам никто ничего не подскажет, пограничников это только разозлит. Наверное, они полагают, что все должны знать все эти внегласные правила, что где и как делать. Я не увидел здесь никаких инструкций, подсказок, где что и как. Думаю, всё это сделано опять же, с целью запутать незнающих водителей, которые здесь впервые, заставить их нервничать, чтобы потом легче было раскрутить на деньги.
Пограничники могут Вас попросить открыть чемоданы, заставить снять всю обшивку салона. Хотя под рукой у них рентген, на котором можно просветить машину. Но и его вместо прямого назначения они используют для припугивания водителей. Только дайте им повод.
Ведь какой водитель захочет потрошить свою машину. И кто здесь, в чужой стране, станет качать права? Своих сограждан казахские пограничники не трогают. Всем хочется побыстрее уехать отсда по своим делам, а не разбираться с несправедливостью системы. Вот именно на этом и держатся здешнее беззаконие и коррупция.
За 6 лет с созданием Таможенного Союза здесь ничего не изменилось
В 2012 году, до создания Таможенного Союза, я тоже проходил Кордай на машине. Меня тогда окружили несколько пограничников, оттеснили от машины и стали расспрашивать «зачем приехал? есть ли деньги? дай сколько-нибудь». А тем временем их коллега быстренько сел прямо в салон и вылез оттуда секунд через 5. А после прохождения границы уже я заметил, что у меня исчезла шляпа, которая лежала на сиденье.
В общем, если Вы ничего им не дадите, то они вполне могут сами прихватить то, что плохо лежит. А то и подкинуть чего-нибудь. Поэтому не доверяйте пограничникам и во время всей процедуры не отходите от машины. Осмотр и досмотр машины по закону любой страны должны проводиться только в Вашем присутствии. Если приходится отойти, то закрывайте окна и двери. А вообще, если в машине есть ценные вещи отдайте их кому-нибудь из пассажиров, чтобы не лишиться их во время досмотра авто.
Сегодня, спустя 6 лет, проезжая через Кордай, я вижу что с созданием ТС и пресловутого «открытия границ для свободного пересечения как в Европе» вообще ничего не изменилось. Те же очереди, ручки бумажки, взятки. Конечно, можно и не платить, но готовьтесь к тому, что Вас будут с пристратием расспрашивать, кто, что зачем, почему без шапки итд, перевернут все ваши вещи, заставят снять обшивку салона будут придираться ко всему, к чему только можно, лишь бы на обратном пути вы им заплатили.
Мрачный пост получился. Но я предпочитаю писать как есть. Опытные водители, которые часто проходят КПП Кордай говорят что это дело привычки и ко всем этим неудобствам и беззакониям привыкаешь. Может поэтому ничего и не меняется здесь.
Оцените статью