• English
  • Русский

Учеба по обмену в Дании (Erasmus SDU)

Осенью-зимой 2022 года я учился в Southern Denmark University по программе студенческого обмена Erasmus+, о чем сейчас подробно и расскажу

Фасад SDU, Оденсе, Дания

University of Southern Denmark находится в центре Дании в городе Odense. Это примерно 3й по величине город Дании, хотя здесь я неуверен. Но уверен точно, что у него очень удачное расположение: 1.5 часа на поезде в одну сторону и вы в столице Дании, в Копенгагене, 1.5 часа в другую и вы в городе Billund, где расположен главный Леголенд. Также 2 часа ехать до границы с .германией. В Дании 2 основынх международных аэропорта (Copenhagen и Billund), из которых есть много недорогих рейсов Rayanair по всей Европе. В общем, с логистикой тут проблем нету. Правда вот поезда в Дании недешевые, минимальный тариф где-то 10 евро.

Дания сегодня — это растущий тезнохаб, инкубатор многих стартапов, особенно в сфере робототехники. Некоторые компании, такие как Universal Robots, Blue Ocean Robotics, находятся как раз в Odense и SDU активно с ними сотрудничает, организует семинары, воркшопы итд для студентов. Не пропустите!

Southern Denmark University

SDU как по мне просто огромен. Снаружи он выглядит как старая, ржавая коробка. Просто стены снаружи специально покрашены неприглядно, чтобы не отвлекать студентов от учебы. Однако, внутри SDU совсем другой. Это современное, уютное учебное заведение, где кипит жизнь, постоянно что-то происходит. От входа ведет вверх высокая и широкая летница, по которой должны поднтматься каждый день наравных студенты с преподавателями. Лестница приводит Вас в огромный холл, в конце которого начинается главный коридор, длиной метров 300-500. Он соединяет все крылья университета, блоки, где расположены различные кафедры, классы, лаборатории, столовые, кафе итд.

Здесь есть абсолютно всё чтобы облегчить учебный процесс и разнообразить студенческую жизнь. Во всех классах установлены огромные экраны и прочая техника, чтобы видеть и слышать преподавателя из любого угла. В университете есть сразу несколько библиотек, где студенты могут работать круглосуточно, в любое время дня и ночи. В SDU есть и спортивная инфраструкра: отличный спортзал, стадион, олимпийский бассейн, бесплатный для студентов.

В университете также есть и паб, который работает по пятницам. Лично мне это немного разбило шаблоны. Мне всегда казалось, что образовательное учреждение и алкоголь вещи несовместимые. Но датчане, смотрят на это по-другому. Они вообще привыкли к тому, что пабы есть везде .

Главное здание университета настолько длинное, что простирается аж на 2 трамвайные остановки.

Но и этого мало. К университету притраивают госпиталь, так что кампус станет еще длинее. У SDU даже есть специальное мобильное приложение-карта, на которой можно найти нужный кабинет. Без карты и указателей это практически невыполнимая задача.

Ориентационные дни

Перед началом занятий SDU организовали нам, студентам по-обмену (а таких было около 100 человек!), 2 ориентационных дня. Без них нам пришлось бы очень туго. Студенты-старшекурсники разделили нас на группы и провели экскурсию по кампусу, показали, что есть, и как всем этим пользоваться. В моем случае, акцент был сделан на здании Engineering Department. Я снова впечатлился масштабами SDU. Они действительно предусмотрели все для исследовательской и творческой работы: ателье, лаборатории, где студенты сами собирают роботов, дроны, запускают спутники, строят гоночные болиды, и много другое. Здесь в библиотеке даже 3D принтеры установлены! К сожалению, я так и не попробовал, как они работают. Я постоянно задаюсь вопросом, откуда правительство такой небольшой страны находит средства содержать такой университет, превосходящий по техничекой базе университеты Германии, обладающей большими ресурсами.

При этом университет открыт 24/7. Можно прийти в любое время дня и ночи, расположиться с книгой, или ноутбуком и спокойно заниматься. Помимо аудиторий, в коридорах также устнановлены рабочие зоны со столами, креслами, диванами и принтерами.

Учеба в SDU

Что касается уровня обучения в SDU, он разный: некоторые преподаватели засыпают студентов теорией, домашними работами, исследованиями, а другие ограничиваются чтением лекций и делают упор на практику.  Но при этом все преподаватели обязательно дают групповые задания, просят сделать презентации в группах итд. Часто бывает прямо во время лекции дают задание подготовить презентациюв группе на 5-10 минут. При этом, каждый обязательно должен презентовать хотя бы кусочек. 

Экзамены в Дании

Что касается экзаменов, то в отличие от других Европейских стран, здесь любят устраивать устные экзамены. Обычно экзамен начинается с небольшой презентации на 5 минутa и затем переходят к ее обсуждения в виде вопрос-ответ, проверяя при этом знание теории. Весь экзамен длится 15-20 минут максимум. Мне понравилось, что при такой системе, оценка за экзамен (=оценка за весь курс) оглашается сразу.

Устный экзамен как правило проводят 2 экзаменатора. Они по-очереди задают вопросы, делают пометки, потом просят тебя на минуту выйти за дверь, совещаются, и объявляют тебе оценку. Всё!

Выбор курсов в SDU

Я выбирал курсы только для 1 семестра по обмену. При этом эти курсы в SDU, должны были более-менее соответствовать моей учебной программе в Health Informatics в моем основном университет (THD). Поэтому выбрать курсы было непросто. В SDU не было такой же программы Health Informatics к в THD, и мне предложили набрать различные курсы из кафедры engineering. Естественно, в моих интересах, чтобы выбранные мной курсы соответствовали моей основной программе, ведь тогда они будут зачтены в основном университете. Поэтому список выбранных курсов заранее отправляется декану факультета, котрый должен с ним ознакомиться, и сказать, какие курсы будут зачтены в основном университете. Можно конечно набрать просто те курсы, что интересно поизучать.

В моем случае было сложно выбрать курсы еще и потому, что я ехал на обмен на 5 семестре, когда большая половина курсов уже закрыта. Лучше было бы мне отправиться на 3-4 семестрах по обмену, тогда я бы наверняка смог подобрать все 6 курсов, такими чтобы их все зачли в THD.

К счастью, SDU предлагает очень большой выбор курсов для инженеров, и мне было из чего выбирать. На сайте SDU подробно описаны структура каждого курса, темы, поурочные планы, даже процесс экзамена. Так что просто нужно все это читать, и выбирать те, которые наиболее близки с ваше программой. В итоге, я выбрал 4 курса по менеджементу, которые мне в итоге и зачли в THD:

— Organisation and management

— Strategic Management

— Cross cultural management

— Project management

а также пару элективов «для души». Ниже опишу все их подробнее:

1) Organisation and Management – непрофильный курс, для общего развития, так сказать. Здесь изучаются модели управления предприятием, стратегии, организационные структуры, модели экономического анализа, а также применение всей этой теории для различных компаний. В целом, довольно интересно, если ты успел проработать 10 лет в банковском секторе, и лично сталкивался с управленческими проблемами. В течение семестра нужно подготовить подробный анализ любой компании на выбор (желательно датской!) с использованием теории курса, составить отчет и презентовать его. И естественно, все это в группе. Я работал с 4 студентами из Франции и мы проводили анализ Danske Bank. В частности, мы изучали и описывали его корпоративную структуру, уровни интеграции отделов, аутсорсинг, рыночную стратегию, правовую и экономическую среду, подходы к риск менеджементу, уровень внедрения IT и некоторые другие аспекты. И должен сказать, работа получилась довольно серьезная в итоге.

Экзамен был устный, нужно было еще раз презентовать любую главу отчета и далее по ней начиналась дискуссия в формате вопрос-ответ. При этом вопросы, естественно, преподаватели задавали не только по главе, но и по всей теории курса. Вот так)

2) Strategic Management — похожий чем-то на предыдущий, данный курс был больше с уклоном в сторону микроэкономики. Причем вела его та же преподаватель. Включал он бизнес-анализ, стратегическое мышление, принятие решений, lean thinking, оценка ресурсов и возможностей, PESTEL, EAM, IT стратегии и другое. Здесь также было изучение кейсов реальных компаний, анализ их бизнес-решений, управленческих стратегий, IT решений для определенных задач. Экзамен был похож на предыдущий, но здесь не было подготовки отчета и презентации какой-либо компании. место этого были около 60 бизнес и экономических моделей, которые надо было выучить, уметь воспроизвести и объяснить. Кошмар первокурсников экономфака. Обычный вторник для экономистов-выпускников. Хотя, кого я обманываю, повозился я с этими моделями неслабо. Какого же было более молодым студентам, без экономической базы, я не представляю. Плюс вторым вопросом экзамена был анализ кейса рельной компании с какой-либо проблемой стратегического или управленческого плана, подбор решения и его аргументация.

3) Cross-cultural management — данный курс еще меньше казалось бы относится к health informatics. Тем не менее мне его зачли за курс Social processes and communication. Сам предмет был довольно интересным, особенно тем, кто любит иностранные языки и культуры. Я узнал много интересных деталей о протоколе и языке тела, которые важны в бизнесе в разных странах. В отличие от большинства других предметов, здесь была по большей части теория, и ни одной командной работы или презентации, Нет, конечно на лекциях, преподаватель нас просил иногда в группах обсудить тот или иной вопрос. Но в основном предмет состоял из лекционного материала. Надо сказать, скучно не было, так как преподаватель умеет рассказывать интересно, с харизмой. Также было довольно много гостевых лекций, на который наш преподаватель приглашал руководителей различных предприятий, и они рассказывали о своем опыте

Экзамен здесь представлял собой тест multiple choice на основе лекций. Но тест был далеко не легким.

4) Project management 1 – а вот этот предмет был наиболее полезным в практическом плане для будущим project manager-ов, которых среди нас будет немало. Здесь также была групповая работа над одним проектом в течение всего семестра, и его презентация по окончании. Суть заключалась в том, чтобы составить всю проектную документацию по какой-либо бизнес-идее. Материал курса основывался на методологии PMBOK.

У меня в команде были 3 студента-датчанина и 1 голландец. Было весело. По сути, мы все 4 месяца занимались обсуждением и разработкой некоего мобильного приложения «на бумаге», писали Project charter, Work breakdown structure, RACI Matrix и прочие стандартные документы. Сложность нулевая, нужна только фантазия и умение писать по образцу

Экзамен: в дополнение к презентации, нам дали MCP тест, к тому же open-book. ТАк что это был самый легкий экзамен из всех.

5) Human-Robot Interaction (HRI)

Вот это был самый интересный предмет у меня. С роботами я до этого момента толком не сталкивался, и тем более никогда не изучал их. А тут такой предмет, правда он был для уровня Masters, а я же на Bachelor учусь опять. Но после разговора с администрацией, мне разрешели взять этот курс. Он меня зацепил с первой лекции, я понял, что это то что я искал: тут и что-то новое для меня, и техническая часть есть, и даже элементы стат. анализа есть. И преподаватель сразу заинтересовал правильной подачей материала.

Как я упоминал выше, в Odense есть компании, занимающиеся созданием роботов, и нам даже организовали экскурсию в такую компанию. This course focuses «on the emerging field of Human-Robot Interaction (HRI)» covering different scientific fields such as: «Robotics, AI, Human-Computer Interaction, interaction design, psychology, anthropology, education, drama, and Cognitive Psychology and other fields». During the course, we were exploring and tested how robots and people interact in different situations, and how people react to the robot’s voice, appearance, and movements in everyday life. Ethical and cultural issues of robot design were also covered during the course. But for me, the application in the medical field was more important. That is why I have got involved in a collaboration project with the Blue Ocean Robotics company, producing a special type of robot for hospitals — PTR. The robot represents an elevation tool positioned near the patient’s bed. It is used to transport a patient safely and easily from the bed into a wheelchair, to support during rehabilitation exercises etc. During the project, I got an opportunity to test how the robot works, how it is being used in practice by healthcare professionals. Finally, our team has got an assignment to design additional features to improve the functionality of PTR. This was an absolutely useful collaboration experience.

The core of the HRI course is the research project, that we conducted using another robot in SDU. The idea was to study an aspect of HRI, to formulate a hypothesis, collect data, estimate it using a statistical tool and verify the hypothesis. With my teammates from Netherlands and Czech Republic we conducted a study of people’s reaction to different robot’s voices and their willingness to obey robot’s instructions.

The examination of the HRI course was conducted in the oral form. It was based on project reports and the follow up questions. Even though I didn’t get the highest grade, HRI was my favorite course at SDU.

6) As for the English course, my 6th course in the semester, it was mostly consisting of class discussions on selected topics. It was more a debate club, rather than a language course: no grammar, no vocabulary, only the speaking practice. But considering that there were almost 40 students in the group, and we had only one four-hour class per week, it was not very effective. Most time we were working in groups with our classmates. The professor just had not enough time to work individually with every student, to correct mistakes or give advices. During the semester every student made 2 presentations. The itself course was not hard, however, the exam was quite complicated. It was an oral exam, consisting of a short presentation and QnA session about the topics covered during the course.

About the requirements to EU and non-EU students

Initially, I was planning to study only the four courses (which are equivalent to 20 ECTS) during the semester (in order to dedicate them more time and receive higher grades). However, after arriving in Denmark it turned out, that in my case 20 ECTS are not sufficient. The immigration authorities of Denmark require international students from non-EU countries to take at least 30 ECTS per semester. Thus, I had to take additional 10 ECTS to comply with the requirement. Fortunately, at SDU students are allowed to change their study program during the first 2 weeks of the semester.

Students from EU countries do not have the requirement, they are allowed to take fewer ECTS per semester.

Costs of Living in Odense

Living in Odense

The support from SDU, THD, ECRI and Erasmus before and during the exchange semester was outstanding. On the predeparture stage the whole process was well explained by the International Office of the THD, and we received detailed instructions about each step:  selecting the university courses, filling-in the learning agreement, preparing document, passing the language assessment test etc. The active support of International Office, Erasmus+ Team, especially Iris Reul, Antonia Gruber and Prof. Spittler, the Coordinator of the Health Informatics program, helped me a lot in the pre-departure preparation period and during the exchange semester.

In Denmark everything was well-organised and carefully planned — the study process, extracurricular activities, cultural program, Erasmus events. The support of exchange students was organized by the International Office of SDU and the Erasmus Students Network. Before the start of the semester we had two Orientation Days in SDU where the stuff and the students of Engineering Department showed us the university and gave presentations with the information about the registration in Denmark, orientation in Odense, the study process, examinations at SDU. Besides there was a support channel in MS Teams, where university staff was answering questions online or helping students to find required information. Finally, there were several non-formal groups of exchange students in Whatsapp and Facebook, where we could ask questions and receive support online, or organize an event. The last ones were exceptionally helpful and active throughout the whole semester.

* * *

Odense (locals call it «Unse»), this is an absolutely wonderful city, having its special cloudy but cozy ambience. You won’t meet many tourists here. It is a calm and charming city, a perfect place for students to live and to study. The city is very beautiful, especially I liked its historical part, harbor, lot of parks, gardens, and small forests.

The city has everything for a comfortable student life. There is a good choice of student accommodation, for different budgets, modern transport infrastructure, free public libraries, and numerous pubs to relax after classes.

The main student transport here is a bicycle. In winter and in summer, under rain or under the wind, people ride bicycles here. And it was a small bike-cultural shock for me. I have never cycled so much in my life before, like here in Odense during the 6 months! It is easy to rent a bike for several months if you don’t want to bring your own. Denmark is a flat country, there are absolutely no mountains. Probably that is the main reason that so many people prefer to cycle.

In Odense there is a separate infrastructure for cyclists with separate roads, crossroads, and traffic lights. For me, it was complicated during the first days. I could not even understand how to turn left on a big crossroad with my bike. Because separate lines for cars, trams, bikes and for people, meet on the crossroads and it can be very confusing especially if you came from a non-European country. The best way is to try your road to the university in advance, using Google Maps navigator. Luckily it works pretty accurately in Denmark.

As an alternative transport, there is a tram (Letbane) connecting the city centre with SDU campus. It is a nice option when it rains. And it rains very often in Odense.

Odense is a city of Pubs. They are concentrated in the city centre and have a different concept: there are sport bars, dancing, karaoke, board games etc. There is even a special pub for students, with special discounts. If you are bored by sitting at home and studying, you have a lot of options to change the ambience. Keeping the right work-life balance is an important part of the Danish lifestyle and «hygge».

Speaking about expenses, Denmark is an expensive country. Accommodation and meals took all my scholarship and it even more. Here is the list of my main monthly expenses: 420 euros for the room, 200 euros for food, 25 euros for bike rental. This is a so-called “survival minimum”, which does not include other expenses for entertainment, pubs, travel etc. Travelling from Odense to Copenhagen (the most frequent trip that most students do) by train costs 12-20 euros depending on the date and time. If you eat in a restaurant it’s 30 euros per a person. Visiting HC Andersen’s museum costs 30 euros too.

Also, ESN organizes various trips and excursions in Denmark and even abroad. And they manage to negotiate the best prices. For example, the 5-day tour to Finnish Lapland cost 470 euros only. In my view, this is the best way to explore Scandinavia with your friends.

—             

Tipps for exchange students in Odense

— Bike rent service:  swapfiets.dk : From 179,00 kr. per month. If you want to save money, you can ask for cheap bikes in WhatsApp \ Telegram groups. There are usually abandoned bikes near student accommodations, just ask your roommates.

— download the university map application

— connect to the WhatsApp groups of your accommodation as soon as possible (there must be at least one). People leave their stuff when leaving, you can have a cheap bike or a Wi-Fi router

— bring waterproof, wind-resistant clothes. You will often be in rain. Umbrellas are useless because of the wind.

— visit Faroe islands. This is the best place in the world, you will not regret! While you are a student in Denmark, you don’t need a special visa to go to Faroe or to Greenland.

— Visit LEGOLAND in Billund — It is definitely a “must visit” place if you live in Odense, because this 8th wonder of the world is just one-hour ride by bus from your city.

— follow ESN group in Facebook, and any other group to not miss fun and useful events. It’s fun to travel and hang out with ESN team.

— try to join ESN Active Members club. You will get friends there and receive a lot of benefits.

— don’t focus on your studies only. Grades are important but don’t miss non-academic events and parties. Join any event to make new friends and have your exchange semester as brightest as possible.

— Østrebro dorms are probably the best student accommodation in Odense. Even though you cannot select a residence when you apply for student housing, there is a special field for notes in your application, you may try to request it there.   

— Do not order flight tickets before you have seen the exams plan (mid May / Dec). Moreover, it must be the final plan, because sometimes they change exam dates.

  • If you fail an exam you will have to sign in for a 2nd attempt.
Please follow and like us:
Instagram
Site Protection is enabled by using WP Site Protector from Exattosoft.com